О Марии Монтессори

Мария Монтессори
Мария Монтессори

Уже более ста лет в мире известно имя Марии Монтессори – основательницы уникальной системы развития для детей. Эта итальянка в начале 20 века сделала переворот в образовании – дети наконец-то получили право на признание их уникальности и на самостоятельность. Ее сторонники и последователи были и есть в большинстве развитых стран мира.

Эта женщина удивительной силы, харизмы и смелости, эти качества она проявляла уже в юном возрасте.

Образование – наперекор системе.

В 12 лет Мария решила поступать в техническую гимназию, что в те времена было немыслимым для девочки, но при поддержке родителей она смогла там обучаться и даже закончить с отличием. Следующий вызов системе – поступление в медицинский университет. До этого времени ни одна из женщин не получала такого образования, и ей пришлось преодолевать тяжелые препятствия на пути к своей цели. Чего только стоила для двадцатилетней Марии необходимость проводить практические занятия в анатомическом театре на трупах в одиночестве и по ночам (в дневное время там занимались мужчины, мораль того времени не допускала того, чтобы женщина вместе с мужчинами могла видеть обнаженные тела). Но она выдержала эти испытания, получила диплом и стала первой в Италии женщиной-врачом.

Первый опыт в создании благоприятной чреды

Уже учась в университете, она работала с умственно отсталыми детьми. Дети, находящиеся там были похожи на маленьких дикарей – никто не занимался ими, а им самим нечем было себя занять. Именно там она впервые предположила, что в лечении может помочь не только медицинские приемы, а даже в большей степени педагогические. Что для развития необходима соответствующая среда, в которой сконцентрировано знания человека о мире.

Мария изучает работы по педагогике и теории восприятия. Ее заинтересовывают труды двух французских исследователей Жана-Поля Гаспара Итара и Эдуарда Сеген, чьи работы он собственноручно переводит и переписывает. Эти идеи частично легли в создание той среды, которая сегодня есть в каждом монтессори-классе. Многие относились скептически к таким нововведениям, но когда на экзаменах ее «умственно-отсталые» воспитанники получили более высокие баллы, чем здоровые дети из обычной школы, скептицизм ушел, а правительство создало Ортофренический институт для подготовки учителей для умственно-отсталых детей, который возглавила Мария Монтессори.

Мария вместе со своим сыном Марио - продолжателем ее дела
Мария вместе со своим сыном Марио — продолжателем ее дела

Личная жизнь

Джузеппе Монтессано — спутник жизни Марии, работавший вместе с ней в психиатрической клинике, не смог получить одобрения своей семьи на женитьбу с Марией. В 1898 г у Марии рождается незаконнорожденный сын Марио. Она была вынуждена отдать его на воспитание в приемную семью в деревню. Только через 10 лет она смогла забрать к себе сына и после этого уже не расставалась с ним. Во взрослом возрасте Марио сделал многое для того, чтобы идеи его матери распространились по всему миру.

 Дом ребенка

Удивительная возможность опробовать свою систему на здоровых и умственно-полноценных детях выпала у Марии, когда ей предложили организовать детский сад для детей из пригорода Сан-Лоренцо. Это были дети городской бедноты – рабочих, живших в самых трущобах. В 1907 году был открыт «Дом ребенка», с тех пор и до конца своей жизни Мария Монтессори занималась со здоровыми детьми.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудована так, что дети разного возраста чувствуют себя в ней комфортно, находя для себя занятие, соответствующее их текущим потребностям. В этой среде были оборудованы зоны практической жизни, сенсорики, математики и языка.

Получив прекрасные результаты, Мария Монтессори становится известной, многие люди из других стран приезжают к ней, чтобы подробнее узнать о ее методе и перенять этот опыт. Как результат во многих странах открываются подобные центры для детей.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в «Дом ребенка» группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI) , которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там где Монтессори, я не нужен».

В 1934 году М. Монтессори навсегда покидает Италию, потому что фашистский режим и ее идеи никак не могут существовать вместе. Мария считает себя человеком мира и живет в разных странах – Испании, Голландии, Англии. Именно в Англии ее застает Вторая мировая война, и она уезжает в Индию, где живет в течение 7 лет. В этот период она много внимания уделяет работе над созданием школ для детей от 6 до 12 лет с применением основных принципов ее педагогики.

Montessori2После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Мария Монтессори умерла в 1952 году в Ноордвик-ан-зее, в Голландии.
При жизни её  номинировали на получение Нобелевской премии мира.
Первые Монтессори общества возникли в США (1915), Голландии (1917), Аргентине (1927), Швейцарии (1932), Англии (1933), Индии (1940), Пакистане (1949).

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века:
Джон Дьюи,Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.

О Марии Монтессори: 1 комментарий

  1. В этом процессе взрослый может стат союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори — это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок — сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *