Через призму Монтессори-системы о телевизоре, компьютере и других современных гаджетах.

o-KIDS-TV-facebookЕсть семьи, в которых телевизор работает фоном почти целый день. Есть семьи, в которых и бабушки, и мамы за домашними делами по несколько часов в день смотрят сериалы. Но чаще всего мамы видят проблему в непонимании со стороны пап проблемы влияния телевизора на детей. С этим вопросом неоднократно обращались мамы, которые не знали, как объяснить мужьям, что их вечерние и ночные просмотры новостей, боевиков, боксерских поединков, фильмов ужасов, фильмов и передач о насилии, о войне и т. п. чрезвычайно серьёзно влияют на маленьких детей.

Почему эта тема так важна?

Мария Монтессори так описывала процесс впитывания окружающего мира ребёнком до шести лет: ребёнок строит себя из того, что есть вокруг, не изменяя это, не оценивая, не сравнивая, не понимая полноценно, что «плохо», а что «хорошо»… Ребёнок, как чистый лист – то, что он в себя вбирает, становится частью его самого: слова, запахи, звуки, образы, движения, манеры…

До трёх лет всё воспринятое закладывается в подсознание, как бы в основание психики, в «базу данных» об этом мире, о жизни, и на всю жизнь становится «нормальным» для ребёнка, даже любимым. Именно этот процесс формирования человека Мария Монтессори называла великой космической задачей, хотя сам ребёнок даже не подозревает о происходящем, не отдаёт себе в этом отчёта, не осознает, но всё чувствует и вбирает без всякой критики, оценки, сравнения, анализа! У него нет «фильтра», он всё принимает «за чистую монету», не знает, что может быть иначе. Дадите благое и светлое – построит из светлого, дадите «ужастики» и «мордобой» – построит из этого…

Многие понимают, что ребёнку не место там, где пьют спиртное, где курят и сквернословят. А телевизор? Допустим, процентов 10 через него идёт полезной и нужной для взрослых информации, а остальное? Дети настраиваются на поток, который идёт с экрана, и, не говоря даже о содержании, интенсивность и скорость этого потока так велика, что нервная система испытывает колоссальные перегрузки, переутомляется, надламывается. Скорость восприятия малыша в десятки раз медленнее, чем у взрослого! Помимо этого, когда до трёх лет функции только формируются, мы не вкладываем «в ребёнка» готовую информацию, так как ему необходима деятельность в активном движении, которая может дать ему его собственный опыт, ощущения. А просмотр телевизора – занятие пассивное.

Ребёнку необходимо активное исследование окружающего, природа, живое общение. Если это всё подменять телевизором для личного удобства взрослых, в дальнейшем это выльется в гораздо большие неудобства и проблемы для всех.

С телевизором и информационными перегрузками также можно связать значительное отставание речевого развития даже у здоровых и в целом развитых, общительных детей. Если сравнить с ситуацией десятилетней давности, сейчас уже радуешься, если двухлетний говорит вообще и обладает активным словарным запасом годовалого ребёнка.

Даже мультфильмы, самые добрые и мудрые, до трёх‑четырёх лет не полезны. Просто пока не нужны. Только со временем ребёнок сможет установить границу между действительностью этого мира и выдумкой. И это очень важно при наших информационных потоках для устойчивости психики, для здоровья нервной системы. Если в мультфильме или в книге животные или предметы разговаривают, маленький ребёнок принимает это за действительность, у него нет различения. Подсознание самых маленьких не понимает «понарошку», не понимает «шуток». Границы «нормальности» действительности как бы расширяются, и в дальнейшем это выливается в нервозность, ночные страхи, энурез, нездоровые фантазии, даже в шизофрению…

Монтессори‑подход один из самых мирных, поэтому всё, что связано с войной, оружием, также не приветствуется до трёх лет.

Теперь давайте вспомним рекомендации педиатров прошлого века, например, хотя бы о здоровом зрении: три метра до экрана, два раза в неделю по 15 минут мультфильмов… детям начальной школы! А что же делали дети без телевизора и без компьютера? Они жили!

Часто мамы расстроено говорят: «А что же мне делать‑то, пока он за телевизором, я хоть суп сварю, что‑то по дому успею сделать». Да, телевизор завораживает ребёнка, и в районе полутора лет уже легче всего его сделать зависимым, «подсадить» на этот ящик с движущимися картинками. Даже самые шумные и активные дети могут минут на двадцать затихнуть, наблюдая. Но помимо вреда для здоровья, это пассивное занятие в раннем возрасте воспитывает потребительский подход, искажает характер, деформирует хрупкую психику: ничего не надо делать – сиди и смотри.

Гармония и красота жизни вокруг помогают создать гармонию и красоту внутри: общение с природой, красивая музыка, гармоничные движения в танце, живопись, скульптура, красивые культурные и национальные традиции, красивая речь, гармоничные тёплые душевные отношения, общение, уют, красота и чистота быта, интерьера. Многое может быть полезным и благим для восприятия малыша.

Очень важно создать для ребёнка пространство любви и уважения, в котором будут учтены его естественные потребности, где он сможет ежедневно в интересной, доступной для него форме быть занят активной деятельностью по возрасту. Дайте ребёнку занятие, труд по возрасту (главный труд малыша – его развитие) и на пользу – и этот труд сделает всё сам!

Но решают, конечно, родители…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *