Монтессори-педагогика для детей с особенностями развития

yS7BzGCDYs8Недавно ко мне обратились с несколькими вопросами о детях с особенностями в развитии (аутизм, синдром гиперактивности и дефицита внимания и т. д.) и о том, могут ли они заниматься в Монтессори-среде. Поскольку многие вопросы были схожими, я решила вкратце высказать некоторые соображения на эту тему в данной статье.

В философии и методах Монтессори-педагогики есть аспекты, делающие её лучшим выбором для детей с особенностями развития, но есть и аспекты, которые могут создать дополнительные трудности в обучении. Пожалуйста, не забывайте, что я говорю о школах Монтессори в общем; каждая школа уникальна, есть разные варианты программ.

Доводы «за» при выборе системы Монтессори для детей с особенностями в развитии:

  1. Материалы и Монтессори-среда: классы Монтессори наполнены прекрасными обучающими материалами, которые задействуют все органы чувств ребёнка. Материалы связаны с реальной жизнью, они терапевтические, привлекают внимание и обладают встроенным контролем ошибок (не требуется помощь учителя). Каждый материал решает только одну обучающую задачу. Монтессори-материалы дают детям с особенностями в развитии прекрасный шанс учиться и исследовать мир при помощи рук.
  2. Разновозрастные классы: по принципам Монтессори-педагогики дети находятся в разновозрастных классах, поэтому они могут учиться у более старших детей и помогать младшим. Если ребёнку требуется поучиться дополнительный год, он может сделать это и не чувствовать себя «отставшим», глядя как товарищи переходят в следующий класс.
  3. Принцип «следования за ребёнком»: детей Монтессори поощряют работать в своём темпе, без соревнований, тестовых результатов и отметок. Их также побуждают исходить из собственного интереса при чтении, письме и исследовательской работе. В такой свободной обстановке дети с особенностями в развитии «расцветают».
  4. Постоянство: в разновозрастных классах ребёнок находится с одним учителем в течение 3-летнего цикла, что даёт учителю возможность сформировать прочную связь с родителями и ребёнком. Также ребёнок не подвергается стрессу от того, что он каждый раз начинает заниматься в новом классе в начале учебного года.
  5. Философия Монтессори: в воспитании детей по Монтессори делается акцент на сотрудничество, взаимоуважение и мирное сосуществование, это снижает шансы того, что ребёнка с особенностями в развитии будут дразнить или отвергать. Наоборот, обычно другие дети пытаются принять детей с особыми нуждами, подружиться с ними и ободрить их.

    Доводы «против» при выборе системы Монтессори для детей с особенностями в развитии:

  1. Размер классной комнаты: размеры классных комнат в Монтессори зачастую большие, чтобы дети могли помогать друг другу чаще, чем полагаться на помощь учителя. Однако это означает, что дети с особенностями в развитии, нуждающиеся в усиленной опеке взрослого, могут не получить так много внимания, как нужно.
  2. Самостоятельная работа: в Монтессори детей поощряют работать самостоятельно после того, как учитель показывает краткую презентацию обращения с материалом. Опять же ребёнок, нуждающийся в большей помощи, может не суметь получить её во взаимодействии учитель/ребёнок. Детям с особенностями в развитии может быть трудно сосредоточиться и работать самостоятельно.
  3. Недостаток информации: большинство программ подготовки Монтессори-педагогов не включает информацию по работе с детьми с особенностями в развитии. Если учитель не обладает предыдущим опытом работы с такими детьми или не изучает данный предмет дополнительно, он может не знать, как работать с детьми с особыми нуждами и как интегрировать их в Монтессори-классе.
  4. Нехватка специальных услуг: поскольку большинство школ Монтессори частные, они не могут предложить дополнительные услуги детям с особенностями в развитии и их семьям. Общеобразовательные школы должны предлагать услуги любому ребёнку в районе, где они расположены, вне зависимости от того, посещает ребёнок школу или нет, но, если ребёнок посещает частную школу, может быть сложнее скоординировать и получить эти услуги.
  5. Поздний старт: зачастую многие родители детей с особенностями в развитии обращаются к системе Монтессори, когда другие подходы потерпели фиаско. Это означает, что дети с особенностями в развитии начинают заниматься по системе Монтессори в более старшем возрасте, и они пропускают ту фундаментальную работу, которая необходима для успешного обучения в Монтессори-классе. Вне зависимости от способностей любому ребёнку сложно начинать заниматься по системе Монтессори после 3 лет, и с каждым годом это становится всё сложнее.
  6. Не все школы Монтессори одинаковые: в некоторых случаях школа может называться «Монтессори» не будучи оборудованной правильными материалами, не имея обученных педагогов и не следуя сопутствующей философии. Это может разочаровать некоторых родителей в системе Монтессори и оказаться неприятным опытом для детей. Родителям всегда следует тщательно изучить школу Монтессори прежде, чем записывать туда ребёнка.

Что должен делать родитель? Подходит ли система Монтессори для детей с особенностями в развитии?

Думаю, да. Однако от родителя и педагога потребуется много труда для достижения успеха на этом поприще.

Вот несколько советов, которые помогут достичь успеха:

  1. Ключ – общение: родитель и педагог должны построить открытое взаимодействие с чёткими указаниями. Возможно, они захотят встречаться чаще, чем проводятся обычные собрания родителей и педагогов (2 раза в год). Может быть, родитель захочет понаблюдать (во многих классах Монтессори имеются зеркала Гезелла), что делает их ребёнок, и поговорить с учителем, как помочь ребёнку.
  2. Заниматься по системе Монтессори дома: родители должны приобрести материалы Монтессори и связанные с ними упражнения, чтобы дети могли заниматься с ними дома. Необходимо модифицировать дом, чтобы сделать его более соответствующим системе Монтессори, включая доступные для ребёнка полки для книг, пазлов и материалов; проводить на свежем воздухе много времени; редко смотреть ТВ или полностью его исключить и показывать ребёнку логические последствия плохого поведения. Как и в классе Монтессори, ребёнку надо давать только те задания, которые он может выполнить сам, и родитель не должен делать за ребёнка ничего, что тот может выполнить самостоятельно.
  3. Помощь извне: родители должны получать квалифицированную помощь для детей с особенностями в развитии в дополнение к занятиям в школе Монтессори. Это включает физиотерапию, работу с логопедом, поведенческое, индивидуальное и семейное консультирование и медицинский уход. Учителя должны знать о любой помощи извне, которую получает ребёнок, и, если возможно, общаться с лечащим врачом ребёнка.
  4. Домашнее обучение по системе Монтессори: использование метода Монтессори в домашнем обучении может дать ребёнку 2 больших плюса: много внимания взрослого «с глазу на глаз» и практика с Монтессори-материалами.
  5. Общеобразовательная школа Монтессори: в этом случае в дополнение к преимуществам метода Монтессори ребёнок получает общеобразовательные школьные программы и специальную терапию, которая проводится «на дому» или в течение учебного дня.

Успешно ли используется метод Монтессори в работе с детьми с особенностями в развитии?

Да. Наиболее успешны те программы, которые специально адаптированы для детей с особенностями в развитии, когда классы маленькие, а педагоги аккредитованы для обучения таких детей. Хороший пример – Монтессори-школа «Лейн для аутистов» Мишель Лейн. Вы можете прочитать моё интервью с Мишель, где почерпнёте полезную информацию о системе Монтессори и аутизме.

Другой хороший источник – книга «Дети, которые ещё не миролюбивы» Д. Б. Гёрц. Я воспользовалась этой книгой при написании статьи для блога «Работа по успокоению тревожных детей», которая подчёркивает, что материалы Монтессори могут быть использованы в терапии поведенческих и эмоциональных нарушений у детей.

Лори Борн (Lori Bourne), Монтессори-учитель 6-9, создатель 

интернет-магазина печатных Монтессори-материалов «Montessori for Everyone», США

Перевод: Евгения Чепурина, Надежда Полторацкая, портал Монтессори. Дети

Оригинал статьи: blog.montessoriforeveryone.com

 

Монтессори-педагогика для детей с особенностями развития: 1 комментарий

  1. Подготовленная среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым от него. Поэтому оборудование в доме или школе должно соответствовать росту, пропорциям и возрасту ребёнка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *