Принципы обучения по системе Марии Монтессори

tzHmDEYGltY1. Специальная развивающая среда, оформленная с учетом возраста, сензитивных периодов детей, культурных особенностей.

2. Разновозрастная группа — это позволяет каждому ребенку быть то младшим, то старшим — тянуться за более взрослыми детьми, учиться у них и потом, наоборот, учить тех, кто еще не освоил навыков работы с теми или иными материалами. При таком подходе исключается нездоровое соперничество детей, а наоборот возрастает чувство радости и гордости за другого, когда ребенок помогает своему товарищу  чему-то научиться.

3. Присутствие подготовленного педагога и ассистента педагога.

Педагог в системе Монтессори занимает особую роль — он находится рядом с ребенком, его голос негромкий (и в прямом и в переносном смысле), в отличие от традиционной педагогики, когда только учитель является носителем знания. Педагог показывает как работать с тем или иным материалом, часто даже, ограничиваясь минимумом слов, которые всегда внутренне выверены. И предоставляет свободу выбора ребенку. Педагог видит и знает на каком этапе находится каждый ребенок, наблюдает за ним, и исходя из самого ребенка предлагает тот или иной вариант работы. У педагога-монтессори нет цели влить в ребенка максимум информации и умений в строго определенный срок. Педагог всегда находится на уровне ребенка, а не возвышается над ним.

liEU7rw2KoY4. Предоставление детям свободы во время любых занятий:

— свобода выбора материала;
— свобода выбора времени и продолжительности работы;
— свобода в выборе места работы;
— свобода выбора партнера или партнеров для совместной работы;
— свобода общения с учителем или другими детьми.

5. Соблюдение правила: «не мешать другим».

Это очень ценное качество, оно развивается как сознание ценности свободы своей и своего времени, пространства, своих усилий, своей работы. И вместе с этим приходит внутреннее принятие границ других людей — детей и взрослых.

Yt12nWeFPL06. Создание атмосферы доброжелательности, доверия, принятия.

В педагогике Монтессори у детей  нет страха перед ошибками. Все дидактические материалы подразумевают самопроверку, когда ребенок сам понимает, верно он сделал или нет, и сам хочет и может исправиться. Педагог никогда не ставит ребенку (или его родителям) в упрек его неумение каким-либо навыкам (застегивать пуговицы, самостоятельно одеться или раздеться  и пр.), а мягко показывает, как это можно сделать и ждет, пока ребенок в своем темпе не овладеет новым умением. В Монтессори-группе ребенок ничего никому не должен — его действия, его жизнь текут согласно его собственным программам.
7. Подготовка и проведение учителем тематических занятий, участие в которых детей происходит по желанию.

Занятия в Монтессори-классе   — всегда живые. Это может быть обсуждение какой-то темы, музыкальное занятие, презентация. Но всегда они открыты для детей в возможности выразить себя, сказать свое мнение. Участие, либо неучастие в занятии также является выбором ребенка, что совершенно неприемлемо для традиционных систем. В Монтессори-группе уважается право ребенка быть занятым своим делом, более того никто не может оторвать ребенка от его работы (а процесс взаимодействия с тем или иным материалом — это настоящая работа ребенка).

Принципы обучения по системе Марии Монтессори: 1 комментарий

  1. «Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» — поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *